История подразделения

На рубеже тысячелетий в России так обострилась криминальная ситуация, что стала очевидной необходимость коренным образом изменить подходы противодействия этому злу. Миллионы честных людей обоснованно и остро ощущают беззащитность перед натиском преступности, которая оказывает разрушительное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества.

         Российские проблемы права, экономики, борьбы с преступностью, экологической безопасности необходимо решать сегодня всем миром, от этого зависит будущее нашей страны, наших детей и внуков.

         Важнейшая роль в решении этих проблем отводится институту участковых уполномоченных полиции, который на всем протяжении своего развития занимал и занимает важное место в системе органов внутренних дел. Данный институт является полномочным представителем государства. Его следует рассматривать как социально-правовой институт, а самих участковых – авангардом полиции, защищающей права и свободы граждан от преступных посягательств.

         Работа участковых уполномоченных -  это многогранная деятельность, основанная на соблюдении законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Ими определены полномочия сотрудников этой службы, поставлены цели и задачи, а также функции по реализации возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка и профилактике правонарушений.

         Решая свои задачи, участковые уполномоченные полиции существенно влияют на формирование общественного мнения об органах правопорядка, укрепляют доверие населения к милиции. Деятельность участковых протекает в непосредственной связи с населением, в постоянном общении с ними. Контакты с населением настолько многообразны и широки, что выходят далеко за рамки вопросов борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка.

         Особое значение имеет деятельность участковых уполномоченных по предотвращению террористических актов, исправлению и перевоспитанию ранее судимых за опасные преступления, лиц, условно осужденных к лишению свободы, подростков, находящихся на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, злостных нарушителей общественного порядка.

         Успешная деятельность участковых уполномоченных зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, действующих как в рамках системы, так и вне нее. К этим условиям относятся: состояние и уровень преступности на обслуживаемых территориях; организационное, техническое, информационное и финансовое обеспечение; личные качества участковых уполномоченных милиции; наличие у них знаний не только в области права, но и в области педагогики, психологии, науки управления и др.

         Эффективность деятельности участковых уполномоченных полиции во многом определяется уровнем организации их труда, применением в работе новых методик и технологий. К ним можно отнести повышение уровня организации физического и умственного труда участковых уполномоченных, рационализацию управленческой деятельности, использование в работе современных технических средств, улучшение условий работы и рабочего места, а также рациональную организацию индивидуального рабочего и личного времени. Этот перечень, безусловно, не является исчерпывающим.

 

История становления службы участковых уполномоченных в России.

Служба участковых уполномоченных полиции имеет многовековую историю. Первым правоохранительным ведомством на Руси был Разбойный приказ, учрежденный Иваном Грозным.

В IV веке появились так называемые губные старосты (губа - административно-территориальная единица русского государства), обладавшие властными полномочиями, наделенные вкупе с другими полицейской функцией и послужившие неким прообразом будущего участкового полиции.

В 1721 году Петр I  ввел должность уличного надзирателя.

В конце XVIII века, в период царствования Екатерины II, в России сложилась система местных органов полиции. 7 ноября 1755 года издается «Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи», - документ, положивший начало реорганизации органов местного управления и создавший сельскую полицию. В 1782 году издается "Устав благочиния". Территории городов стали делиться на административно-полицейские части по статистическому принципу - каждая часть состояла из 200-700 дворов. Части, в свою очередь, делились на кварталы по 50-100 дворов. Частным приставам подчинялись квартальные надзиратели, отвечающие за порядок на вверенной им территории. В 1837 году Николай I утверждает новые Положения о земской полиции, согласно которым в уезде создавались участки-станы. В каждом из станов предусматривался участковый заседатель, он же становой пристав (впоследствии - околоточный надзиратель). Становой пристав должен был постоянно проживать на своем участке, для чего ему предоставлялись средства на приобретение дома. В подчинении станового пристава находились сотские и десятские, а также рассыльный для поручений. По сути дела - это был сельский участковый. В 1878 году в России учреждается должность полицейского урядника для «усиления средств уездной полиции и в помощь становым приставам».

В первой половине XIX века в уездах учреждена должность станового пристава, а позднее его помощника - полицейского урядника.

12 октября 1918 года НКВД и Народный комиссариат юстиции по поручению Совета Народных Комиссаров РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции, в которой в качестве предмета ведения содержался ряд обязанностей, характерных для сегодняшней службы участковых уполномоченных, например: «составление протоколов о нарушении порядка, преступлениях, проступках и происшествиях; наблюдение за выполнением санитарных правил; обеспечение порядка на местах общественного использования, а равно за исправным состоянием дорог, мостов; принятие мер к охране безопасности и порядка во время пожаров, наводнений и других народных бедствий».

Исполнение этих обязанностей первоначально возлагалось на милиционеров и старших милиционеров, возглавляемых участковым начальником милиции (начальником отделения).

В начале 20-х годов сложился институт участковых работников милиции, выполнявших в пределах своих участков обязанности, возложенные на районные отделения милиции в области охраны общественного порядка и безопасности.

17 ноября 1923 года вступил в действие Приказ №103 Центрального Административного управления Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР с объявлением «Инструкции участковому надзирателю». Этот исторический нормативный документ положил начало формированию института участковых уполномоченных, который является не только старейшим, но и одним из важнейших в системе органов внутренних дел.

В ходе дискуссии о структуре участковой службы был признан наиболее приемлемым порядок, при котором управление волостной (районной) милиции находилось в волостном (районном) центре, а милиционеры на своих участках при сельсоветах. Специальным приказом НКВД от 13 февраля 1930 года №109 участковые надзиратели городской милиции и сельские милиционеры райотделений, осуществляющие работу на участках переименованы в участковых инспекторов милиции. Перед участковыми ставилась задача обеспечения революционного порядка и общественной безопасности и борьба с уголовной преступностью на территории обслуживаемого участка.

Участковый надзиратель мог проводить дознание и контролировать работу постовых милиционеров. В этот период на одного милиционера приходилось 5 тысяч населения.

Этот исторический документ положил начало формированию подразделений участковых уполномоченных милиции, которые ныне являются не только старейшим, но и одним из важных в системе органов внутренних дел. Указанный документ регламентировал работу старших и младших  милиционеров, работавших на участках. Именно их привязанность к конкретному участку по выполнению широкого круга обязанностей послужило основанием к переименованию   старших и младших милиционеров в участковые инспектора милиции.

Более сложным оказался процесс становления и развития института участковых в сельской местности. Их функции выполняли волостные милиционеры и подчиненные им младшие милиционеры. В условиях, когда кулачество использовало различные формы борьбы для подрыва общественного порядка и ослабления Советской власти, борьба с преступностью и нарушениями общественного порядка приобрела в деревне первостепенное значение. И основная тяжесть этой борьбы падала на волостную милицию. Начало создания в сельской местности участков и прикрепления к ним милиционеров было положено в 1924-1925 гг. в ходе укрупнения волостей. Но только после введения нового административно-территориального деления страны (район-округ-область) большинство сельских районов стали подразделяться на участки.

27 марта 1924 года ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР приняли декрет «О сельских исполнителях». По декрету исполнители получили право задерживать преступников, конвоировать их и наблюдать за состоянием общественного порядка.

Так, был юридически закреплен опыт привлечения граждан к охране общественного порядка в селе, накопленный еще в первые годы Советской власти. Согласно приказу НКВД от 13 февраля 1930 года №109 участковые надзиратели милиции и сельские милиционеры, ведущие работу на участках, получили новое наименование – участковые инспектора милиции. Кроме того, в Положении «Об участковом инспекторе в сельских местностях», принятом 31 мая 1930 года, в ст.3 было подчеркнуто, что и по своим служебным правам сельский участковый приравнивался к участковому инспектору в городе. В конце 1939 года последние стали именоваться участковыми уполномоченными милиции, а в 1970 году вновь вернулось название «участковый инспектор милиции».

Участковые инспектора милиции, являясь полномочными представителями органов внутренних дел на закрепленной за ними территории, обеспечивают решение практически всего комплекса правоохранительных задач, стоящих перед милицией. В отличие от любого другого сотрудника милиции, решающего, как правило, одну из задач ОВД, участковые инспектора работали по всем направлениям их деятельности. При правильной организации работы всех подразделений в лице участковых инспекторов органы внутренних дел имеют источник разнообразной и концентрированной информации о различных сторонах оперативной обстановки и жизни населения на той или иной территории, что позволяет другим службам пользоваться информацией для решения своих специфических задач.

В целях расширения полномочий и укрепления правового статуса участкового как центральной фигуры милиции общественной безопасности Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации принят и 29 декабря 2000 года утвержден Президентом РФ Федеральный закон «о внесении изменений в 3акон «О милиции», который обязал органы исполнительной власти и местного самоуправления предоставлять участковым на обслуживаемых ими административных участках служебные помещения, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи, наряду с этим должность участкового инспектора милиции переименована в участкового уполномоченного милиции.

В соответствии с приказом МВД РФ №344 от 24.03.2001 года, на основании изменений, внесенных в Федеральный Закон «О милиции», должность участкового инспектора милиции была переименована в должность участкового уполномоченного милиции. А в связи с вступлением 7 февраля 2011 года в силу  Федерального закона №3-ФЗ должность стала именоваться – участковый уполномоченный полиции.

Современный участковый уполномоченный полиции, являясь полномочным представителем органов внутренних дел на закрепленном участке, стоит на переднем крае борьбы за образцовый общественный порядок. Не считаясь с личным временем, часто рискуя жизнью, они принимают все меры по защите прав и интересов граждан, общества, государства.

 

Героическая летопись  участковых уполномоченных  РСО - Алания.

Происходящие в государстве  общественно-политические  события внесли  соответствующие коррективы в обязанности участковых. Огромную работу по обеспечению правопорядка проводили они в предвоенные годы.  Они же вписали в летопись Великой Отечественной  войны героическую страницу. На участковых инспекторов возлагалась борьба с дезертирством, мародерством, с паникерами, распространителями  всякого рода провокационных слухов и измышлений, очистка городов и оборонно-хозяйственных объектов от преступников.

За проявленное в боях с врагом мужество, за самоотверженный труд в тылу значительная часть участковых уполномоченных отмечена высокими наградами Родины. В 30-50 годы участковые инспектора нашей республики проявили  мужество и отвагу, преданность служебному долгу. Магомед Сосланбекович Кусов – участковый инспектор Правобережного отдела милиции в 1931 году дважды награжден именными часами; в 1942 году принимая активное участие в ликвидации вооруженных банд, вышел на банду, совершившую убийство офицера. В неравной схватке он вышел победителем, застрелив главаря и задержав участников преступной группировки. Он же в 1953 году задержал вооруженную преступную группу из 5 человек. Родина достойно отметила героизм, наградив его орденами – Красного Знамени и Красной Звезды.

В 1942 году участковый уполномоченный Дигорского отделения милиции Кудзоев Данел расстрелян фашистами. Верность служебному долгу в период военного и осадного положения в г.Владикавказе проявили участковые уполномоченные Ноги Амбалов, Михаил Лебединский, Василий Джанаев, Харитон Савлаев, Петр Дичинский, Константин Еналдиев, Петр Асламурзаев, Василий Казанцев. Все они были награждены Почетными грамотами Верховного Совета республики.

Немало славных имен в когорте участковых уполномоченных послевоенного периода. Георгий Николаевич Шавлохов, участковый уполномоченный Промышленного ОВД в 1970 году  по итогам всесоюзного соревнования по наведению образцового общественного порядка занесен  в юбилейную Книгу Почета МВД СССР.

Воспитанные на примере старших поколений, продолжая их традиции,  не уронили чести  и сегодняшнее поколение службы участковых уполномоченных.  Защищая права граждан нашей республики с конца 1991 года  погибли 6 сотрудников службы участковых уполномоченных. Это кавалер ордена Красной Звезды старший участковый инспектор Пригородного ОВД  майор милиции Цаболов Хазби, неоднократно признанный лучшим участковым республики; участковые инспектора этого же РУВД капитан милиции Ахполов, старший лейтенант милиции Губаев Виталий Муратович, участковые инспектора Правобережного ОВД Гусалов Олег Георгиевич; Дигорского ОВД старший лейтенант милиции Цориев Станислав Солтанович, старший участковый Моздокского РУВД капитан милиции Алиев Захар Магомедович, капитан милиции Демуров Алик Амурханович.

 

Заключение

В последнее время роль и значение участкового уполномоченного в обеспечении личных и имущественных прав граждан, охране общественного порядка неизмеримо стали возрастать. Растет требовательность к улучшению деятельности этой службы со стороны населения. И это справедливо. Работа среди населения, постоянное общение  с гражданами, решение самых разнообразных житейских проблем – все это  предъявляет к участковому уполномоченному самые высокие требования. По его отношению к исполнению своих обязанностей, по профессиональным качествам и личному поведению люди судят о работе не только  органов внутренних дел, но и органов власти и управления.  Не случайно руководством республики, а также министерствами  внутренних дел РФ и нашей республики  проведен ряд организационных и практических мер по улучшению деятельности участковых уполномоченных республики.

Работа среди населения, постоянное общение с людьми, решение различных житейских проблем - все это предъявляет к участковому уполномоченному полиции повышенные требования. По ним граждане судят о работе органов внутренних дел, в целом.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России