История службы

В 1936 году в связи с развитием в республике автомобильного транспорта в составе Главного управления милиции НКВД Северной Осетии была создана Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). С каждым годом возрастал объем работы милиции по обеспечению безопасности дорожного движения. Был образован отдельный отряд регулирования уличного движения (ОРУД).

В 1938г. в Северной Осетии насчитывалось 796 грузовых и легковых автомашин. Комсомольцы столицы нашей республики взяли шефство над обеспечением безопасности движения.

Первые комсомольские инспектора, которые несли службу на центральных улицах города, доказали ценность этого начинания. Хотя Госавтоинспекция была только создана, службу на улицах столицы нашей республики уже давно несли рядовые милиционеры. Человека в черной фуражке с красным околышем всегда можно было увидеть на площади Ленина, улицах Кирова, Джанаева, на железнодорожном вокзале. Красная палка в руках постового работала вместо светофора. Поднимаясь и опускаясь, она останавливала разогнавшийся автомобиль, пропускала пролетку, задерживала телегу, упорно «спешащую» под трамвай, защищала пешеходов, которым с одной стороны угрожали копыта лошади, а с другой - колеса автомашин. Ни рупора, ни радио еще не было, только свисток и жезл. А справочное бюро? Оно тоже здесь. Милиционер должен был знать многое. И как пройти на такую-то улицу, где найти врача, куда идет трамвай, как вызвать «скорую помощь», где находится исполком, когда отходит поезд и т.д.. В газете того времени так писали о работе постового милиционера: «...Глаза на взводе, палка в руке, свисток в губах, справочник в кармане»

Но надзор за уличным движением и ответы на вопросы про­хожих - это только частица работы милиционера. Десятки мелких и крупных уличных происшествий без конца отвлекали постового милиционера с места дежурства. То где-то кто-то подрался, то нужно обуздать хулигана, отвести в отделение милиции пойманного с поличным воришку, проводить домой потерявшегося ребенка, перевести через дорогу старушку.

Одним из первых милиционеров-регулировщиков ГАИ НКВД СОАССР был Брциев Батырбек Петрович. Он родился в 1915 году в г.Орджоникидзе Северной Осетии. С 1935 по 1938 год он служил В Красной Армии. В 1938 году был принят на службу милиционером-регулировщиком ГАИ НКВД СОАССР. В результате добросовестного отношения к своим служебным

обязанностям стал лучшим в своей профессии. Нес службу на перекрестках в центре на перекрестках республики. За добросовестную службу в органах внутренних дел награжден орденом Красной Звезды, медалями «За доблестный труд», «За безупречную службу» 1,2,3 степеней, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СО АССР.

В 1940 году службу ГАИ возглавил Судаков Максим Евгеньевич. Родился в 1904 году. За 15 лет службы прошел путь от сержанта (госавтоинспектора) до подполковника милиции (начальника ГАИ), Принимал личное участие во всех проводимых мероприятиях по борьбе с бандитизмом. Во время Великой отечественной войны участвовал в мобилизации автотранспорта на фронт и в установленный срок выполнил это задание. Был награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета» и пятью медалями «За оборону Кавказа». Судаков М.Е. возглавлял Госавтоинспекцию Северной Осетии с 1940 года по ! 952 год.

Госавтоинспекция Северной Осетии в годы войны
1941-1945 г.г.

Большие и ответственные задачи решала служба ГАИ Северной Осетии в период Великой Отечественной воины. Все сотрудники отдавали свои силы делу обороны города, проявляя при этом бесстрашие и мужество. Они устраняли последствия бомбардировок, оказывали первую помощь пострадавшим, тушили пожары. Работники ГАИ были примером стойкости и выдержки, высокой организованности и бдительности, беспредельной преданности своей Родине.

В первые дни войны весь качественный автотранспорт был отправлен на фронт в указанные сроки, а оставшаяся часть транспорта при приближении линии фронта к столице нашей республики использовалась для подвозки материала для сооружения оборонительных укреплений. Значительная помощь оказывалась населению в перевозке на железнодорожную станцию в период эвакуации из города.

Работники ГАИ организовывали розыск угнанного транспорта дезертирами, розыск лиц, совершивших аварии с человеческими жертвами из числа военных водителей, вели борьбу с нарушителями правил движения при перегонке автотранспорта из Джульфы (Иран) по Военно-Грузинской дороге во Владикавказ, для последующей отправки на фронт, добиваясь снижения аварий и происшествий. Сотрудники ГАИ при бомбардировке города, рискуя жизнью, помогали рассредоточить военную технику и ав­тотранспорт.

Движение автотранспорта по улицам разрешалось с 5 часов утра до 24 часов ночи, потом устанавливался пропускной режим. Милиционеру-регулировщику Батырбеку Петровичу Брциеву часто приходилось стоять на перекрестках, показывая дорогу армейским подразделениям.

В ноябре 1942 года во время налета вражеской авиации на город Орджоникидзе (Владикавказ), Батырбек заметив большое скопление техники и людей на перекрестке улицы Кирова, умелыми действиями быстро очистил перекресток. Немецкие самолеты, как вороны, вились в воздухе. Глохли уши от визга и грохота вражеских бомб. Недалеко от перекрестка был детский парк им. Жуковского. Милиционер-регулировщик понимал, что в парк направлять технику нельзя. Несмотря на угрозы многих командиров, он рассредоточил колонну танков и автотранспорта с эвакуированным населением в разных направлениях. Рискуя собственной жизнью, он не покинул пост. Действительно бомбы посыпались на парк, не причинив вреда людям и технике. Когда все миновало и воздушный налет прекратился, возле Батырбека остановилась машина и оттуда вышел начальник милиции Иршков Ф.С. и посадил его в машину. Тогда Батырбек Брциев не знал куда и зачем его везут. Может, он чем-то провинился, разбрасывая танки в разные места? Но в этот день таинственное молчание начальника милиции получило свое объяснение - на груди молодого работника ГАИ засверкал орден Красной Звезды за проявленное мужество и отвагу. « Молодец, товарищ Брциев», - сказал, вручая награду, командующий Северо-Кавказским фронтом генерал армии И.В.Тюленев. Полководец не любил громких слов - он крепко по-мужски пожал руку милиционеру-регулировщику, который самоотверженно и добросовестно исполнил служебный долг.

Батырбек Петрович Брциев в октябре 1943 года был также удостоен чести в составе делегации Северной Осетии выехать на фронт с подарками для бойцов Красной Армии. Жители города и в послевоенное время ежедневно встречали на улицах города этого симпатичного, энергичного и жизнерадостного работника ГАИ.

Госавтоинспекция в послевоенные годы
1946-1955 г.г.

В послевоенное время в связи с ростом и расширением промышленности и сельского хозяйства число автомобилей в Северной Осетии постоянно увеличивалось. Укрупненные колхозы располагали, по меркам того времени, большим парком не только грузовых, но и легковых автомобилей. Все это обязывало сотрудников милиции организовывать дело так, чтобы обеспечить полную безопасность движения транспорта и пешеходов на улицах населенных пунктов республики. Сотрудники ГАИ республики боролись за соблюдением автохозяйствами и водителями правил

эксплуатации автомашин, внимательно следили за техническим состоянием автопарка.

Нужная и важная работами проводилась Госавтоинспекцией и по учету автомототранспорта, организации его принадлежности организации или хозяйству. По записям реестров регистрации, срок хранения которых составляет 75 лет, можно узнать, когда в Северной Осетии производились первые выдачи регистрационных знаков на транспортные средства. 7 июля 1948 года за Министерством сельского хозяйства была зарегистрирована автомашина BMW,

Дисциплина водительского состава была низкой, что вело к частым дорожным происшествиям. Предупреждение аварийности на транспорте считалось таким же важным делом, как и борьба с уголовной преступностью. В свободное от службы время работники милиции выходили дежурить на дорогах, это дало ощутимые результаты, десятки злостных нарушителей правил движения, пьяниц и лихачей понесли заслуженное наказание.

В этих условиях важное значение приобретало четкое регулирование уличного движения. В музее истории милиции нашей    республики хранится групповая фотография

регулировщиков уличного движения того периода.

Для обеспечения нормальной работы и ликвидации некомплекта личного состава на службу в милицию были направлены сотни коммунистов и комсомольцев из числа демобилизованных военнослужащих. Именно тогда на службу в ГАИ Северной Осетии пришел один из активных участников Великой Отечественной войны, кавалер орденов Красной Звезды Георгий Георгиевич      Хетагуров. Он во время Великой Отечественной войны показал пример беззаветной преданности Родине, храбрости и мужества.

В захваченной фашистами Наро-Фоминска неожиданно появился советский танк «КВ». Его командир Хетагуров Г.Г.предложил, а командование дивизии одобрило план: на танке проникнуть в город и разведать расположение огневых средств врага. Гитлеровцы открыли огонь по машине. На полном ходу «КВ» врезался в дом, под развалинами которых оказались автомашины и находившиеся в них солдаты. Увидев штаб вражеской дивизии, лейтенант Хетагуров точными выстрелами разбил и поджег здание. Операция длилась 1 час и 40 минут. За это время, экипаж «КВ» засек вражеские огневые точки, уничтожил несколько пушек, 6 пулеметных гнезд и до 200 оккупантов. 26 декабря советские воины взяли Наро-Фоминск. После войны семья Хетагуровых получала многочисленные письма от однополчан и жителей г.Наро-Фоминска. Среди этих писем и письмо от исполкома городского совета Наро-Фоминска, где

сообщалось: «В городе имеется большой мемориальный комплекс, посвященным всем героически сражавшимся воинам. Под Наро- Фоминском» заложен парк имени защитников Москвы. В центре его на гранитном постаменте сурово застыл тяжелый танк Георгия Хетагурова...». Это был не единственный подвиг танкиста Хетагурова. Он храбро сражался на своей боевой машине при освобождении Украины. Его однополчане и товарищи рассказывали о том, как он на своем «КВ» вынудил два вражеских танка отступить в болото, где гитлеровцы закончили свой бесславный путь. В ожесточенных боях он был несколько раз ранен, однако поле боя никогда не покидал. За совершенные подвиги на фронте Хетагуров Г.Г. был награжден двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. После войны служил в отделе ГАИ МВД СОАССР в должности старшего государственного инспектора. В 1961 году погиб при исполнении служебных обязанностей.

В 1952 году начальником ГАИ Северной Осетии был назначен подполковник милиции Дмитриев Максим Яковлевич. Родился он в 1910 году. Возглавлял ГАИ с 1952 по 1953 год.

В 1954 году начальником ГАИ НКВД СОАССР был назначен подполковник милиции Алимурза Хакоевич Моргоев и возглавлял ее до 1958 года. Родился он в с.Карджин Северной Осетии в 1907 году. Ранее с 1937 по 1954 г.г. он занимал должности начальника !-го и 3-го отделений милиции г.Орджоникидзе, заместителя начальника Моздокского горотдела милиции, заместителя начальника Управления милиции МВД СО АССР. Алимурза Моргоев - один из мужественных защитников г.Орджоникидзе (г.Владикавказ) в период Великой Отечественной войны. Награжден орденами Красного знамени. Красной Звезды, «Знак Почета», двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Кавказа», «За трудовую доблесть». Среди личного состава МВД и населения республики пользовался заслуженным авторитетом. Избирался депутатом Орджокикидзевского городского Совета депутатов трудящихся.

Госавтоинслекция в шестидесятых
1956-1965 г.г.

С каждым годом повышалась роль и значение службы Госавтоинспекции. Интенсивность движения значительно возросла. И днем, и ночью, в любую погоду можно было увидеть на трассах и постах ГАИ, бдительно несущих службу сержантов и офицеров - инспекторов дорожного надзора.

В 1958 году начальником ГАИ Северной Осетии был назначен Анатолий Максимович Данилов. Родился в 191 I году.

В 1959 году начальником ГАИ Северной Осетии был назначен Марк Лазаревич Ребчииский, который возглавлял ее до 1961 года. Родился в 1915 году.

В 1962 году Северо-Осетинское ГАИ возглавил Степан Сергеевич Ковальчук. Родился он 17 июня 1930 года в с.Веледники Житомирской области.

Движение вперед
1966-1975 г.г,

В 60-е и последующие годы стало для Госавтоинспекции периодом масштабного и системного развития. Работники ГАИ Северной Осетии выполняли важные задачи, обеспечивая общественный порядок на автомагистралях республики. Они вели борьбу за снижение аварийности на транспорте, обеспечение пропускной способности проездов и рациональное распределение потоков транспорта и пешеходов.

Регистрационно - экзаменационное отделение в ГАИ Северной Осетии образовалось в соответствии с Приказом МВД СССР №093 от 13.02.1974 года. Помещение регистрационно-экзаменационного отделения располагалось в здании ГАИ СО АССР по ул. Тбилисской. Первым начальником РЭО ГАИ МВД СО АССР был назначен Николай Александрович Хетагуров.

На тот момент в республике было зарегистрировано около 15 тысяч единиц автотранспорта. Преимущественное большинство составлял автопарк юридических лиц.

С 1967 по 1974 год службу ГАИ Северной Осетии возглавлял подполковник милиции Виткапов Василий Степанович.

После Виткалова В.С. начальником ГАИ МВД СОАССР был назначен Мурат Глциевич Черджиев. Руководил ГАИ республики с 1974 по 1982 год.

По инициативе М.Г.Черджиева были построены административное здание ГАИ и стационарные посты на дорогах республики.

Рост и развитие Госавтоинспекции
1976-1985 г.г.

Одновременно шел процесс реорганизации строевых подразделений дорожного надзора. Инспекторы, которые раньше выполняли ограниченные, строго специализированные функции по обеспечению безопасности дорожного движения, были объединены во взводы, дивизионы и стали активно привлекаться к охране общественного порядка на улицах, особенно в период осложнения оперативной обстановки.

В 1976 году в соответствии с Приказом МВД СОАССР был создан отдельный дивизион дорожного надзора ГАИ МВД СОАССР штатной численностью 76 единиц. Командиром дивизиона ДПС был назначен капитан милиции Яценко Николай Николаевич.

Сотрудниками дивизиона ДПС большое внимание уделялось воспитательной работе среди водителей и населения.

Систематически проводились радио и телепередачи. На дорогах были установлены десятки щитов, транспарантов и агитационных плакатов. Издавались сотни плакатов и листовок по вопросу борьбы с аварийностью.

Специализированные добровольные народные дружины вели повседневную борьбу с нарушителями правил дорожного движения на основных магистралях столицы республики. Они бдительно следили за порядком, предотвращали дорожно- транспортные происшествия. Среди дружинников было много водителей, а также люди разных профессий. Лучшие из них награждались грамотами и денежными премиями за активное участие в поддержании транспортной дисциплины. Ими было выявлено много нарушителей правил движения, задерживались водители, управляющие транспортом в нетрезвом состоянии. Дружинники проводили большую профилактическую работу в школах города по предупреждению детского транспортного травматизма.

В 1982 году начальником ГАИ Северной Осетии был назначен Василий Николаевич Астапов. Он возглавлял ее до 1990 года. Василий Николаевич прошел путь от госавтоинспектора до начальника ГАИ. Ранее возглавлял ГАИ Омской области. За служебную деятельность имел более 30 поощрений, был награжден «Почетным Знаком ЦК ДОСААФ СССР».

В 1983 году в ГАИ МВД СОАССР были проведены организационно-штатные изменения:                                                         отдельный дивизион

дорожного надзора был реорганизован и создана отдельная рота дорожно-патрульной службы ГАИ МВД СОАССР. Ее командиром был Алехин Виктор Николаевич. До назначения на должность командира ОР ДПС, занимал должности инженера по организации движения отдела ГАИ МВД СОАССР, командира мотовзвода отдельного дивизиона дорожного надзора милиции, начальник отделения ГАИ ОВД Пригородного райисполкома, заместитель начальника отдела внутренних дел Пригородного райисполкома, заместитель начальника отдела внутренних дел Советского райисполкома. Неоднократно поощрялся за добросовестное исполнение служебных обязанностей. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.04.1982 г. за умелые и решительные действия, проявленные при исполнении служебного долга награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка». За активное участие в мероприятиях по освобождению захваченных в качестве заложников детей в аэропорту г.Мин-воды награжден Почетной грамотой МВД СССР.

Госавтоинспекция Северной Осетии в 1986-1995 г.г.

К концу 80-х годов в Северной Осетии происходит постепенное осложнение ситуации. Состоявшийся в Грозном в сентябре 1989 года 2 съезд ингушского                           народа, обсудил вопрос о воссоздании                              ингушской

государственности, образования Ингушской АССР с вхождением в ее состав Пригородного района Северной Осетии с административным центром в Правобережной части г. Орджоникидзе. Данный территориальный вопрос был поддержан лидерами ингушской партии «НИЙСХО», а также представителями созданного в 1990 году «Оргкомитета по восстановлению Ингушской республики». Резко обострилась криминогенная обстановка в республике,        обострились межнациональные отношения. В такой

напряженной обстановке несли службу и сотрудники Госавтоинспекции Северной Осетии. Возникла необходимость расширить штаты дорожно­патрульной службы и в 1991 году были проведены организационно­штатные изменения: отдельная рота дорожно-патрульной службы ГАИ МВД СОАССР была реорганизована и создан отдельный батальон ДПС ГАИ СОБ МВД СО АССР.

В 1990 по 1991 год ГАИ Северной Осетии возглавлял Сослан Иванович Сикоев. Родился он 14 мая 1949 года в с.Баркадджын Коста Хетагуровского района СО АССР.

Позже Госавтоинспекцию республики возглавил Казбек Цомакович Бирагов. Родился он 14 июля 1952 года в с.Рассвет Ардонского района Северной Осетии.

Госавтоинспекция 1996-2005г.г,

В 1996 году в Республике Северная Осетия - Алания было зарегистрировано 594 ДТП, в которых погибли 197 и были травмированы 654 человек. Обстановка на дорогах республики оставалась сложной и в 1997 году.                При этом наблюдалось резкое                                                      увеличение количества

зарегистрированного автотранспорта. Тенденция роста количества транспорта на дорогах требовала привлечения дополнительных сил для осуществления надзора за дорожным движением. 15 октября 1997 года Правительство Республики Северная Осетия-Алания вынесла Постановление №256 «О создании Специализированного                                                                                        полка дорожно-патрульной

службы Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Северная Осетия-Алания» численностью 520 человек.

В 1996 году была создана также специализированная рота по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения ГАИ штатной численностью 58 единиц. Первым командиром спецроты был назначен майор милиции Кулов М.Ч.. Впоследствии специализированная рота была сокращена до взвода со штатной численностью 38 единиц, которая выполняла функции: обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, грузов в составе организованных автомобильных колонн на территории Северной Осетии, крупногабаритных и опасных грузов, спецтехники МЧС, а также участников спортивных и массовых мероприятий.

организованных групп детей и учащихся к местам массового отдыха и оздоровления.

В непростой для ГИБДД республики период, задачей сотрудников Госавтоинспекции было не только предупреждение ДТП и выявление ПДД РФ, но и проверка автотранспорта и граждан с целью не допущения провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, а также предотвращению проникновения членов НВФ, Многие сотрудники ДПС были представлены к государственным наградам.

В декабре 1998 года начальником ГАИ МВД Республики Северная Осетия-Алания был назначен Феликс Хаджумарович Дзуцев. Родился Феликс Хаджумарович 25 января 1956 года.

В ноябре 2000 года в средствах массовой информации Республики Северная Осетия-Алания появилось объявление, что в полк ДПС ГИБДД МВД по Республике Северная Осетия - Алания набираются девушки 25-30 лет с высшим образованием. Инициатива создания женского взвода в полку ДПС ГИБДД МВД по Республике Северная Осетия-Алания, принадлежала Президенту Республики Северная Осетия - Алания Дзасохову А.С. и Министру внутренних дел Дзантиеву К.Б., который возглавлял в то время министерство внутренних дел. После издания нормативного документа, начальнику ГИБДД республики Ф.Х. Дзуцеву была поставлена задача о создании взвода ДПС (женского) в полку ДПС. От кандидаток на службу в этот взвод не было отбоя: 7 девушек на одно место. Обязательными условиями на службу были: возраст 25-30 лет, наличие высшего образования, желательно высшего юридического, умение водить машину и наличие прав управления, хорошая физическая форма. Так, после окончания учебного центра МВД по Республике Северная Осетия - Алания (с 21 февраля — 20 мая 2001 года), с 1 июня 2001 года на службу заступили 25 сотрудниц 4 взвода 3 батальона полка ДПС ГИБДД МВД по Республике Северная Осетия - Алания. Указанный взвод был экспериментальным взводом (женским) в ГИБДД МВД Российской Федерации.

Госавтоинспекции в 2006-2010 гг.

К 2006 году автомобильный парк в Северной Осетии значительно вырос. Если в 1938 году количество автотранспорта составляло всего 796 тысяч, то в 2006 году более 150 тысяч. Интенсивность движения особенно возросла за последние десять лет. Работникам Госавтоинспекции приходилось иметь дело не только с нарушителями Правил дорожного движения. Известно много случаев, когда они задерживали преступников,

В августе 2007 года начальником Управления ГИБДД МВД по Республике Северная Осетия-Алания был назначен полковник милиции Роланд Артемович Гобозов. Родился Гобозов Р.А. 24 июня 1957 года в п. Знаури Южной Осетии.

С 2009 по 2017 гг. начальником Управления ГИБДД МВД по Республике Северная Осетия-Алания был полковник полиции Хасанбек Ибрагимович Бекузаров, 1967 года рождения.

В 2017 году начальником Управления ГИБДД МВД по Республике Северная Осетия-Алания был назначен подполковник полиции Айвар Салатович Хуадонов, I960 г.р.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России